Бен Свитленд
…Прозвенел звонок на урок. Несколько пар любопытных глаз с нетерпением смотрели на дверь классной комнаты. Через мгновение эта дверь откроется, и войдет она – Учитель английского языка. Это будет первый урок нового учебного предмета. Слова «иностранный язык » завораживали и притягивали. За третьей партой у окна сидела пятиклашка со смешными косичками. Возможно, именно в ту минуту и решалась её судьба, профессиональный и жизненный путь.
Спустя 11 лет эта девочка стояла уже по другую сторону двери в класс, волнуясь перед первой встречей со своими учениками. Позади были увлекательнейшие уроки английского в школе, выпускные экзамены с блестящей «пятеркой» по любимому предмету в аттестате, студенческие годы на одном из престижных факультетов педуниверситета и … Целая гамма эмоций от удивления до сочувствия моих бывших одноклассников и друзей: «Как? С твоим английским и в школе? Ведь есть прекрасные возможности самореализоваться в других профессиях, связанных с иностранными языками: переводчик, гид, дипломатический работник, стюардесса международных авиалиний, может быть!» Но меня тянуло туда, где я была успешна в школьные годы, где мне было комфортно и чрезвычайно интересно. И, наконец, очень хотелось посмотреть, как добиваются успеха взрослые люди у искренних, открытых и не терпящих лжи маленьких людей; в каких заветных словах и действиях заключается педагогический успех.
Работая в школе, каждый из нас находит или пытается найти свои рецепты успеха.
На мой взгляд, очень важно, прежде всего, уметь ставить цели и достигать их.
Это умение относится ко всем целям без исключения: жизненным, воспитательным, учебным, организационным. Если мы хотим достичь профессионального успеха, необходимо учиться согласовывать личные и деловые цели. Формула вероятности достижения цели: представление детальной картины желаемого + выбор главных целей + оценивание внутренних и внешних опасностей + личная увлечённость + реальные шаги! Эффективная постановка цели и планирование даёт возможность превратить будущее в настоящее. Ведь « будущее гораздо в большей степени принадлежит людям, стремящимся добиться высоких результатов, самостоятельным, рассчитывающим, прежде всего на себя, тем, кто уважает других целеустремлённых и добивающихся успехов людей и выражает им признательность, тем, кто ценит то, что имеет. Будущее принадлежит тем, кто знает, что благополучие сообщества, членом которого он является, равнозначно его собственному благополучию». ( Из книги Николауса Б. Энкельмана «Власть мотивации».)
Я уверена, не менее важны и личностные качества. Они - опора для профессионального успеха. Терпимость, любовь к детям, общительность, требовательность, умение замечать хорошее, справедливость, артистизм – вот неполный перечень совершенно необходимых педагогических качеств. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, любовь к профессии, доброту и любовь к детям, уважение к людям. Утверждаю это и как родитель, и как педагог. Чтобы узнать о себе больше, мы проводим в Лицее опрос «Учитель глазами учеников», «Учитель глазами родителей». В основе имиджа – нравственная позиция педагога. Она может быть выражена в виде короткого философского обоснования собственной деятельности. Мой жизненный принцип – всё будет хорошо (акуна матата). Моя собственная формула: «Думай о детях, как о своих, и они будут думать о тебе, как о своём родителе». Мне вспомнилась легенда «Эхо в нашей жизни». Однажды отец с сыном гуляли в горах. Вдруг сын упал, поранился и закричал: «АААА!» К своему удивлению он услышал, как голос где-то высоко в горах повторил за ним: «АААА!» Заинтересовавшись, он закричал: «Кто ты?» И в ответ услышал: «Кто ты?» Потом он посмотрел на своего отца и спросил: «Что это такое?» Отец улыбнулся и сказал: «Сынок, послушай». После этого он обернулся к горам и крикнул: «Ты мне нравишься!» И голос ответил ему: «Ты мне нравишься!» Мальчик был очень удивлён, но ничего не понял. Тогда отец объяснил ему: «Люди называют это ЭХО, но на самом деле это –жизнь. Тебе отвечают тем же, что ты сказал или сделал. Твоя жизнь – это всего лишь отражение твоих поступков. Если ты хочешь, чтобы тебя любили больше, наполни сначала своё сердце любовью». Если мы хотим, чтобы наши ученики знали больше, мы должны узнать сначала больше сами. Такая взаимосвязь существует по отношению ко всему в жизни, к каждому её аспекту; жизнь вернёт нам всё то, что мы дали ей. По этой формуле я и пытаюсь выстраивать свою воспитательную систему. При этом главное условие – абсолютная искренность, любая фальшь моментально улавливается детьми и сводит любые усилия на нет.
Нельзя забывать и про собственный имидж. Имидж, гласит словарь, это вид или целенаправленно формируемый образ лица, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо. Особое значение играет внешний образ педагога. Детям не чуждо эстетическое чувство, они остро реагируют на всякий диссонанс, в том числе – в одежде, в манерах. Воспитательное воздействие внешнего облика невозможно, если мы в бесформенных вязаных свитерах в сочетании с джинсами, стоптанных туфлях, с обильной косметикой или её отсутствием. Настоящий стиль состоит в умении доступными средствами достигать совершенства. Главное в стиле – «чуть-чуть».
Улыбка. Когда мы счастливы и полны энтузиазма – это всегда выбор, а не результат. Радость и счастье делают более совершенной личность и отношение людей к нам, помогают держаться верного направления в жизни. Счастье и энергия подобны гриппу: они заражают других. Ведь, чтобы состроить недовольную гримасу, нужно привести в действие семьдесят две мышцы, чтобы улыбнуться – всего четырнадцать. Если мы будем улыбаться и светиться радостью, мрачные люди будут удаляться от нас. Человек, желающий достичь успеха, обязан пребывать в хорошем настроении!
Как показывает практика, профессиональная комфортность часто связана с личностной устойчивостью и душевным состоянием педагога. Нужно научиться «выходить» из профессии, находить для себя спасительный островок. У меня он есть .Это моя семья. Мне тепло в моей семье. Все свободное время мы проводим вместе – читаем, играем, путешествуем… Огромный запас оптимистического настроя и энтузиазма я черпаю из семейных отношений.
Я думаю, получится гармония, если из всего этого стремиться создать целое, как из цветных стёклышек мозаичную картину. И тогда любая мечта осуществима, и в любом деле можно достичь успеха. Слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нём. Но следует помнить: короткого пути к успеху не существует. Дорога к награде обладает большей ценностью, чем сама награда. В жизненных борениях далеко не всегда побеждает самый сильный, а тот, кто думает: «Я смогу!»
…Наверно, эти слова повторяла про себя и та прилежная ученица, которая с трепетом и волнением («А вдруг не справлюсь?») ожидала первый урок незнакомого языка; и та молоденькая учительница, что входила в класс впервые; и тот Учитель – мой школьный Учитель английского языка, которая показала своим примером, как быть успешной в профессии и оставаться человеком.
Спустя 11 лет эта девочка стояла уже по другую сторону двери в класс, волнуясь перед первой встречей со своими учениками. Позади были увлекательнейшие уроки английского в школе, выпускные экзамены с блестящей «пятеркой» по любимому предмету в аттестате, студенческие годы на одном из престижных факультетов педуниверситета и … Целая гамма эмоций от удивления до сочувствия моих бывших одноклассников и друзей: «Как? С твоим английским и в школе? Ведь есть прекрасные возможности самореализоваться в других профессиях, связанных с иностранными языками: переводчик, гид, дипломатический работник, стюардесса международных авиалиний, может быть!» Но меня тянуло туда, где я была успешна в школьные годы, где мне было комфортно и чрезвычайно интересно. И, наконец, очень хотелось посмотреть, как добиваются успеха взрослые люди у искренних, открытых и не терпящих лжи маленьких людей; в каких заветных словах и действиях заключается педагогический успех.
Работая в школе, каждый из нас находит или пытается найти свои рецепты успеха.
На мой взгляд, очень важно, прежде всего, уметь ставить цели и достигать их.
Это умение относится ко всем целям без исключения: жизненным, воспитательным, учебным, организационным. Если мы хотим достичь профессионального успеха, необходимо учиться согласовывать личные и деловые цели. Формула вероятности достижения цели: представление детальной картины желаемого + выбор главных целей + оценивание внутренних и внешних опасностей + личная увлечённость + реальные шаги! Эффективная постановка цели и планирование даёт возможность превратить будущее в настоящее. Ведь « будущее гораздо в большей степени принадлежит людям, стремящимся добиться высоких результатов, самостоятельным, рассчитывающим, прежде всего на себя, тем, кто уважает других целеустремлённых и добивающихся успехов людей и выражает им признательность, тем, кто ценит то, что имеет. Будущее принадлежит тем, кто знает, что благополучие сообщества, членом которого он является, равнозначно его собственному благополучию». ( Из книги Николауса Б. Энкельмана «Власть мотивации».)
Я уверена, не менее важны и личностные качества. Они - опора для профессионального успеха. Терпимость, любовь к детям, общительность, требовательность, умение замечать хорошее, справедливость, артистизм – вот неполный перечень совершенно необходимых педагогических качеств. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, любовь к профессии, доброту и любовь к детям, уважение к людям. Утверждаю это и как родитель, и как педагог. Чтобы узнать о себе больше, мы проводим в Лицее опрос «Учитель глазами учеников», «Учитель глазами родителей». В основе имиджа – нравственная позиция педагога. Она может быть выражена в виде короткого философского обоснования собственной деятельности. Мой жизненный принцип – всё будет хорошо (акуна матата). Моя собственная формула: «Думай о детях, как о своих, и они будут думать о тебе, как о своём родителе». Мне вспомнилась легенда «Эхо в нашей жизни». Однажды отец с сыном гуляли в горах. Вдруг сын упал, поранился и закричал: «АААА!» К своему удивлению он услышал, как голос где-то высоко в горах повторил за ним: «АААА!» Заинтересовавшись, он закричал: «Кто ты?» И в ответ услышал: «Кто ты?» Потом он посмотрел на своего отца и спросил: «Что это такое?» Отец улыбнулся и сказал: «Сынок, послушай». После этого он обернулся к горам и крикнул: «Ты мне нравишься!» И голос ответил ему: «Ты мне нравишься!» Мальчик был очень удивлён, но ничего не понял. Тогда отец объяснил ему: «Люди называют это ЭХО, но на самом деле это –жизнь. Тебе отвечают тем же, что ты сказал или сделал. Твоя жизнь – это всего лишь отражение твоих поступков. Если ты хочешь, чтобы тебя любили больше, наполни сначала своё сердце любовью». Если мы хотим, чтобы наши ученики знали больше, мы должны узнать сначала больше сами. Такая взаимосвязь существует по отношению ко всему в жизни, к каждому её аспекту; жизнь вернёт нам всё то, что мы дали ей. По этой формуле я и пытаюсь выстраивать свою воспитательную систему. При этом главное условие – абсолютная искренность, любая фальшь моментально улавливается детьми и сводит любые усилия на нет.
Нельзя забывать и про собственный имидж. Имидж, гласит словарь, это вид или целенаправленно формируемый образ лица, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо. Особое значение играет внешний образ педагога. Детям не чуждо эстетическое чувство, они остро реагируют на всякий диссонанс, в том числе – в одежде, в манерах. Воспитательное воздействие внешнего облика невозможно, если мы в бесформенных вязаных свитерах в сочетании с джинсами, стоптанных туфлях, с обильной косметикой или её отсутствием. Настоящий стиль состоит в умении доступными средствами достигать совершенства. Главное в стиле – «чуть-чуть».
Улыбка. Когда мы счастливы и полны энтузиазма – это всегда выбор, а не результат. Радость и счастье делают более совершенной личность и отношение людей к нам, помогают держаться верного направления в жизни. Счастье и энергия подобны гриппу: они заражают других. Ведь, чтобы состроить недовольную гримасу, нужно привести в действие семьдесят две мышцы, чтобы улыбнуться – всего четырнадцать. Если мы будем улыбаться и светиться радостью, мрачные люди будут удаляться от нас. Человек, желающий достичь успеха, обязан пребывать в хорошем настроении!
Как показывает практика, профессиональная комфортность часто связана с личностной устойчивостью и душевным состоянием педагога. Нужно научиться «выходить» из профессии, находить для себя спасительный островок. У меня он есть .Это моя семья. Мне тепло в моей семье. Все свободное время мы проводим вместе – читаем, играем, путешествуем… Огромный запас оптимистического настроя и энтузиазма я черпаю из семейных отношений.
Я думаю, получится гармония, если из всего этого стремиться создать целое, как из цветных стёклышек мозаичную картину. И тогда любая мечта осуществима, и в любом деле можно достичь успеха. Слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нём. Но следует помнить: короткого пути к успеху не существует. Дорога к награде обладает большей ценностью, чем сама награда. В жизненных борениях далеко не всегда побеждает самый сильный, а тот, кто думает: «Я смогу!»
…Наверно, эти слова повторяла про себя и та прилежная ученица, которая с трепетом и волнением («А вдруг не справлюсь?») ожидала первый урок незнакомого языка; и та молоденькая учительница, что входила в класс впервые; и тот Учитель – мой школьный Учитель английского языка, которая показала своим примером, как быть успешной в профессии и оставаться человеком.
5 коммент.:
Очень интересное эссе, спасибо большое!
Лилия, рада, что эссе Вам понравилось! Наверно, готовитесь к конкурсу "Учитель года"? ;)
Красивое эссе!Спасибо.
Вы, молодец, нашли столько правильных слов! Было приятно читать! Желаю успехов!
Замечательное эссе!
Отправить комментарий
Просьба, по возможности, не использовать форму "Анонимный". Выберите форму "Имя/URL" и в графе "Имя" просто введите свое имя. Спасибо за комментарий.