Сетевое проектирование как средство развития коммуникативных навыков учащихся при обучении английскому языку


Статья для регионального научно-методического журнала «Образование в Кировской области»  №1/2009

Внедрение современных образовательных технологий:

Сократ писал: «Ученик-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». scan1 Как это сделать, каждая эпоха трактует по- своему.

Век, в котором мы живем, называют информационным. Он характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и средств ее обработки – информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Использование педагогами и учащимися новых информационных технологий стало объективной реальностью в последние годы. Заметные достижения в области информатики, а также приоритетные национальные проекты в социальной сфере способствовали внедрению средств ИКТ в образовательный процесс, предоставив учебным заведениям возможность оснащения мультимедийной техникой и применения ИКТ в учебной деятельности для удовлетворения социальных потребностей всей участников образовательного процесса.

В условиях вхождения России в мировое информационное пространство информационно-коммуникационные технологии по своим потенциальным возможностям являются своевременными и перспективными для использования, особенно в области обучения иностранным языкам.

Известно, что главная цель обучения иностранному языку в школе – развитие коммуникативной компетенции, или обучение общению на иностранном языке. ИКТ помогают распахнуть окна в широкий мир общения с миром. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам. Появляется возможность общаться со сверстниками из других стран, возможность дистанционного образования, участия в конкурсах и олимпиадах. Перспектива сотрудничества создает мощную мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Совместная работа стимулирует к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке собственных результатов [2]. При этом кардинально изменяется роль учителя. Он становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются как к авторитетному источнику информации, как к эксперту [1].

Поэтому можно утверждать, что информационные ресурсы и услуги Интернет позволяют осуществить новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который основывается на общении в рамках контактов с культурой других народов и свободном обмене мнениями; стимулирует развитие как родной речи, так и овладение иностранными языками; имеет в своей основе исследовательские методы; способствует приобретению и учащимися, и учителями разнообразных навыков, в том числе навыков пользования компьютерной техникой.

В соответствии с современным состоянием и распространенностью программных средств, нас, учителей иностранного языка, интересуют организационные и педагогические возможности таких средств ИКТ как

e-mail – электронная почта; chat – переписка в режиме реального времени; технология skype, позволяющая передавать звук и изображение для организации видеоконференций; www – навигация по сети Интернет; сетевое проектирование. На их базе возможно применение различных педагогических форм деятельности, развивающих, в том числе, и коммуникативные навыки учащихся.

В последнее время всё большее количество учащихся стремится расширить свой кругозор о странах изучаемого языка, их географии, истории, культуре и в то же время, рассказать миру о своей стране, родном городе, школе. Поэтому становится актуальной реализация различного рода проектов в глобальной сети ИНТЕРНЕТ [3]. Все они, так или иначе, основаны на программном материале, изучаемом в школе. И если материал проекта соответствует теме уроков, то почему не сделать традиционное изучение этой темы в высшей степени увлекательным, азартным, полезным занятием?

Включение сетевого проекта в обучение можно проиллюстрировать на примере участия нашего Лицея в областном конкурсе мероприятий и уроков с использованием сетевых технологий, организованном Региональным центром дистанционного образования при КИПК и ПРО.

Стоит заметить, что специфика сетевых проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. В международном проекте необходима, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера. Это всегда – диалог культур.

Наш первый положительный опыт заключается в организации собственного сетевого проекта на социальном сайте FACEBOOK [4], в пределах которого возможно общение на тридцати двух языках мира. Мы отдали предпочтение английскому языку и объединили изучение иностранного языка и истории в проекте, в рамках которого рассказываем миру о провинциальном городке Слободском, имеющем богатейшую историю и культуру, и удивительных людях, живущих здесь, и приглашаем для общения людей, владеющих английским языком, из разных стран мира.

Одной из причин, побудивших нас начать разработку данного сетевого проекта, стали результаты социальных исследований, опубликованных в ИНТЕРНЕТе, об облике России за рубежом. Как выяснилось, несмотря на активную интеграцию нашей страны в мировое пространство, многие иностранцы считают, что в малых русских городах по-прежнему бродят медведи по улицам, бесконечно долго лежит снег при суровой зиме, а лучшее развлечение для Ивана в валенках и ушанке - полежать на печи. Так ли это?

С помощью проекта в глобальной сети мы стремимся формировать положительный имидж нашего государства и родного города за рубежом, найти друзей, желающих общаться с российскими школьниками и учителями с целью обмена информацией о городах России и мира, системе образования, увлечениях и интересах детей и подростков в разных странах.

Информацию, созданную в рамках проекта, представляем на английском языке для установления реального контакта с зарубежными сверстниками.

Создавая условия для мотивации учащихся к изучению истории своего родного города и развития лингвистической, речевой и языковой компетентностей учащихся средствами сетевых информационно-коммуникационных технологий, мы обеспечиваем достижение воспитательных целей. Проект нацелен на воспитание чувства патриотизма, формирование интереса к стране изучаемого языка и историческому наследию своей малой родины, воспитание толерантности к иноязычным государствам, воспитание культуры общения. В качестве развивающих целей рассматриваем развитие эрудиции учащихся, развитие навыков самостоятельной поисковой работы и навыков работы в интернет-сервисах.

На сайте FACEBOOK мы прошли процедуру регистрации и создали группу под названием «Are We Different Or Alike?» («Мы разные, или мы похожи?») для участников проекта. У учащихся и учителей появилась возможность представить фото и видеозаписи по различной тематике, создать интерактивную карту Слободского и темы для обсуждения на форуме. Поскольку в наших интересах было представить родной город на просторах глобальной сети, самой объемной и содержательной темой оказалась тема «Introduce Your town to the World» («Представь свой город миру»). И в качестве промежуточного итога нашего проекта стало создание статьи для страницы в WIKIPEDIA (Свободной энциклопедии Интернета) о Слободском на английском языке [5]. Информация о нашем старинном городке на русском языке существовала в сети уже достаточно продолжительное время, но по-английски история города была представлена участниками нашей группы впервые. Кроме темы малой родины для дискуссий учащиеся предложили такие топики как «Школа и система образования», «Моё хобби», «Моя любимая музыка», «Спорт в моей жизни», «Кумиры», «Здоровый образ жизни» и др.

Основная работа над проектом проходила в рамках внеклассной деятельности, и этим занимались не все учащиеся, а отдельные ученики с седьмого по десятый класс, у которых данный проект вызвал живой интерес. Но образовательные программы по английскому языку и истории позволили включить промежуточные результаты проекта в структуру содержания обучения для седьмых-десятых классов и соотнести их с такими темами уроков английского языка как «Россия. Мой родной город», «Школа. Образование», «Проблемы молодежи», «Мое свободное время», «Средства массовой информации» и др.; на уроках истории и краеведения стало возможным применить материалы проекта при изучении тем «Слободской в XVI – XIX в.в.» и «Современный Слободской».

Проект стартовал в октябре 2008 года и по времени проведения не ограничен. Отрадно, что учащиеся постоянно предлагают новые темы для дискуссий. К нашей группе присоединились студенты из других стран, также изучающие английский язык как иностранный и интересующиеся событиями в России. Это означает, что у проекта есть будущее.

Так, опыт нашей практической работы по обучению английскому языку с помощью сетевых технологий позволяет сделать вывод о том, что они способствуют развитию коммуникативных навыков и формированию интеллектуальных умений учащихся; естественным образом формируют у учащихся навыки и умения работы с иноязычным текстом и дают возможность получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями; содействуют индивидуализации и дифференциации процесса обучения; обеспечивают доступ в открытое общество и, следовательно, осуществляют социализацию и актуализацию личности учащегося.

Считаем, что разумное применение средств информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам должно обратить наше молодое поколение в просвещенную нацию, и тогда факел, о котором говорил Сократ, будет гореть ярким и ровным пламенем!

Список литературы

1. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера [Текст]/Т.В. Карамышева.- СПб.:«Союз», 2001. –С.24-28, 34-40.

2. Селюков Р.В. Проектирование средствами современных компьютерных технологий [Текст]/Р.В. Селюков// Библиотека культурно-образовательных инициатив. Кн. 6.-М.: Эврика.-С.83.

3. wiki.iteach.ru/index.php/ Тренинг_Использование_WEB_2.0_сервисов_в_учебном_процессе

4. www.facebook.com

5. www.wikipedia.com

0 коммент.:

Отправить комментарий

Просьба, по возможности, не использовать форму "Анонимный". Выберите форму "Имя/URL" и в графе "Имя" просто введите свое имя. Спасибо за комментарий.

 898787546

Copyright 2008-2016. All rights reserved.