Интерес к вопросам запоминания информации (особенно, к тому как учить новые слова) со стороны изучающих английский язык всегда огромен. И важной задачей преподавателя английского языка всегда было поддержание и развитие этого интереса у школьников. Изучение научно-методической литературы, мой опыт работы в школе, общение с коллегами-учителями иностранного языка способствовали выработке рекомендаций по эффективному запоминанию языковой информации, которые я хотела бы здесь представить.
Вначале немного теории.
Психологи утверждают, что в работе нашей памяти существуют три базовых стадии - это кодирование информации, её хранение и воспроизведение.
Кодирование -это стадия, когда вы заносите информацию в память и храните её до того момента, пока она вам не понадобится. Воспроизведение- это вспоминание этой информации. Например, вы приехали в Англию и решили выучить фразу на английском из разговорника, который купили в аэропорту. Вы сидите в отеле и повторяете эту фразу несколько раз. Происходит кодирование информации (первая стадия). Если вы повторили фразу достаточное количество раз, то она находится в вашей памяти для дальнейшего использования. Это хранение информации (вторая стадия). На следующее утро при соответствующих обстоятельствах вы вспоминаете и употребляете фразу, которую выучили накануне, и это третья стадия - воспроизведение.
Кроме трех стадий памяти, важно помнить о двух типах памяти: долговременная и кратковременная. Хороший пример для иллюстрации того, как работает кратковременная (оперативная) память это то, как вы запоминаете телефонный номер из справочника, вы повторяете его пару раз, затем набираете номер. Вы помните номер достаточно долго, чтобы набрать его, но тут же забываете после звонка.В долгосрочной памяти вы храните то, что необходимо помнить постоянно. Для того, чтобы информация переместилась из кратковременной в долговременную память ,ее необходимо кодировать. Кодирование означает различные манипуляции с информацией с целью ее запоминания.
Рекомендации по эффективному запоминанию информации
Предлагаю учителям и всем изучающим иностранный язык использовать следующие приемы для перемещения информации из кратковременной памяти в долговременную.
Значение (Meaning) - Убедитесь в том, что вы или ваш ученик понимает значение нового слова, даже если для этого вам придется прибегнуть к использованию его родного языка.
Ассоциация (Association) - Дайте себе или, если вы – учитель, вашим ученикам возможность соотнести новое с тем, что они уже знают.
Визуализация (Visualization) - Ученики будут лучше запоминать слова, если они будут ассоциировать их с образами, особенно если эти образы будут яркими и если будут подключены движения. Рекомендуется юмор, абсурд, преувеличение. Есть целый ряд причин, почему необходимо связывать слова с образами. Во-первых,способность мозга хранить образную информацию во много раз превышает способность хранить вербальную информацию. Во- вторых, упакованные куски информации эффективно перемещаются в долговременную память именно через визуальные образы. В-третьих, визуальные образы помогают быстро вспомнить вербальную информацию, когда это необходимо. И четвертая причина – это большое количество учеников, которые предпочитают визуальный стиль в обучении.
Устойчивые сочетания (Collocations) - Заучивайте не слова, а их сочетания.
Сочетание вербальных и невербальных стимулов помогает строить связи между вербальными и невербальными стимулами, при демонстрации значений слов. Это достигается с помощью использования реальных объектов, картинок, жестов (на эту же тему заметки в моем блоге об эмоциональном стимулировании в начальной школе).
Организация (Organization) - Учащиеся должны самостоятельно организовать языковой материал, который они изучают. Например, организовать слова по категориям или содержание текста по основным идеям. Для организации информации можно использовать графические инструменты в качестве поддержки во время чтения и аудирования.
Рифма (Rhyme) - Пусть ученики составят рифмы, используя новые и уже знакомые слова. Дайте им задание написать песню, рифмовку, рэп или grammar chant.
Тесты (Testing) - Предоставьте достаточное количество времени для того, чтобы изучающие иностранный язык могли протестировать сами себя и друг друга, насколько они выучили новый материал.
Повторение ( Review) - Через некоторое время вернитесь к изученному материалу. Для повторения используйте изученный языковой материал в новых контекстах (например, использовать слова из статьи в ролевой игре или слова из фильма, чтобы написать стихотворение).
И еще одно замечание. Эксперты доказали, что существует ряд факторов, которые могут помочь вам переместить информацию в долгосрочную память. Самые важные среди них это внимание, которое вы уделяете данной информации: если вы не отвлекаясь, концентрируетесь на информации у вас больше шансов,что она поступит в долговременную память; и значимость: чем более значима информация для вас, тем выше вероятность того, что вы ее запомните без усилий.
Желаю успехов в запоминании новых слов!
2 коммент.:
Как учитель информатики не могу не заметить некую аналогию. В компьютере любая инфомация кодируется, хранится и при желании пользователя воспроизводится. Все делается очень быстро. Конечно, в это время происходит большое количество операций побитового сложения, но это уже "проблемы" компьютера, а не пользователя. И скорость обработки информации зависит от быстродействия компьютера. Человек, когда пытается запомнить (закодировать) новую информацию (слово) активизирует отдельные участки головного мозга, и то, как быстро и качественно усвоится (сохранится) информация зависит от большего количества причин. Гены человека, степень развитости мозга, скорость протекания психологических реакций, возраст, мотивация к получению информации и т.д. Но в отличие от "тупого" компьтера, человек может усвоить информацию не только с помощью активного использования сознания, но и подсознания. Различного вида рифмы, ассоциации, воображения, сравнения помогают усвоить (закодировать и сохранить, а затем адекватно воспроизвести) информацию гораздо легче, быстрее и качественнее.Поэтому, я считаю, что рекомендации Веры Владимировны по запоминанию новых слов очень эффективны и действенны на практике.
Вот она, метапредметность, о которой так много говорят сегодня в образовании! Нужно учить ребенка способам деятельности, различным приемам осуществления действия. И в школе делать это всем учителям-предметникам совместно, разрабатывая общие стратегии и тактики с целью сформировать общую картину мира в маленькой голове ребенка.
Рада, что учитель английского и информатики нашли в этой области общий язык!
Отправить комментарий
Просьба, по возможности, не использовать форму "Анонимный". Выберите форму "Имя/URL" и в графе "Имя" просто введите свое имя. Спасибо за комментарий.