Педагогическое эссе


writehand

   Первый шаг в подготовке к конкурсу “Учитель года” заключается в написании педагогического эссе. Как сделать этот шаг уверенно? Приведем несколько рекомендаций.

   Определимся с понятием. Эссе (фр. essai - "опыт", "набросок") – это публицистический жанр, представляющий собой размышление над проблемой; свободный, но аргументированный интеллектуальный поиск. Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора и требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях.

Работу над эссе можно разделить на несколько этапов:

1. Выбор темы и определение проблемы.

Обратите внимание на точную формулировку темы эссе. Тема – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Обдумывая ту или иную тему, постарайтесь увидеть и сформулировать одну или несколько проблем. Обнаружение проблемы и её решение составляет основное содержание эссе.

2. Подбор материала.

Как только тема становится ясной и сформулирована проблема эссе, необходимо потратить время на сбор материала – книги, статьи, Интернет-ресурсы, и его анализ. Полезно в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, афоризмы, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме.

3. Написание эссе.

В эссе, как и во всяком произведении, должна прослеживаться внутренняя логика. Она определяется, с одной стороны, авторским подходом к вопросу, с другой – самим вопросом. Мысль в эссе должна развиваться последовательно.

Продумывая структуру текста, помните, что вступление образуется в результате критического осмысления некоего тезиса-гипотезы. Это может быть понравившийся афоризм или группа афоризмов, чье-то или Ваше собственное суждение, оценка какого-либо факта. Во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы.

Основное содержание эссе представляет собой анализ первоначального тезиса-гипотезы, который невозможен без поиска возражений, формулирования противоположных точек зрения, поиска примеров из художественной литературы, из опыта собственной жизни. Здесь мало согласиться или не согласиться с чьим-нибудь мнением. Постарайтесь увидеть недостаточность этого мнения, продолжите, дополните его. Нужна и важна последовательность аргументов. Каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.

Эссе завершается кратким заключением. Заключение должно содержать ответ на вопрос: "Что можно сказать о проблеме, поставленной в начале эссе?". Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру.

Стиль изложения. Стремитесь к изящному изложению своих мыслей. Старайтесь выражаться ясно и точно, фразы и формулировки эссе должны быть отточены. Стоит ли напоминать, что эссе, как и всякая работа, предполагает хорошее оформление – имеется в виду простота, внятность и аккуратность. Нельзя забывать, что эссе также присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

4. Проверка.

Важно не откладывать написание эссе до последнего дня. Эссе должно «слегка остыть», т.к. по горячим следам Вы просто не увидите своих собственных огрехов. Закончив эссе, отложите итоговое чтение своей работы на 2-3 часа. И только затем корректируйте.

P.S. Помните, что в эссе оценивается не столько ваше отношение к исследуемой проблеме, сколько умение его аргументировать. А главное - самостоятельность и оригинальность мышления.

Эссе автора блога “Моя педагогическая философия. Успех – это путь, а не цель” можно посмотреть в разделе “Давайте познакомимся”, перейдя по ссылке.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Просьба, по возможности, не использовать форму "Анонимный". Выберите форму "Имя/URL" и в графе "Имя" просто введите свое имя. Спасибо за комментарий.

 898787546

Copyright 2008-2016. All rights reserved.