Поговорим?


учитель и дети

Наступает пора очередного витка конкурса “Учитель года”. В нашем городе уже проведено первое организационное собрание для участников нынешнего года. В Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования началась первая сессия курсов  “Организация и содержание самоподготовки к конкурсу “Учитель года”. В минувшую субботу мне довелось выступить перед слушателями курсов со своим мастер – классом и рекомендациями по проведению конкурсного испытания “Разговор с учащимися”. Кстати, темами для разговора с учащимися на Всероссийском конкурсе “Учитель года России - 2010” стали

  1. Взаимоотношения родителей и детей.
  2. Милосердие… Нужно ли оно в наше время?
  3. Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
  4. Зависит ли будущее от меня?
  5. Есть ли герои у нашего времени?
  6. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
  7. Жизнь виртуальная и жизнь реальная.

   И именно эти темы для разговора с учащимися организаторы конкурса в регионах предлагают педагогам - участникам в 2010 – 2011 году.

    Думаю, при подготовке к конкурсу будет полезным обратить внимание на

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ

1. ПРИ ПОДГОТОВКЕ К БЕСЕДЕ:

  • определите цель беседы (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);
  • определите целевые вопросы, которые следует ранжировать в порядке их значимости; придайте вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями; составьте гибкий план беседы;
  • определите вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника.

2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:

  • с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику;
  • с вопросов, имеющих эмоциональный характер (победа в конкурсе, случаи из жизни и др.);
  • не начинайте с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:

  • собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
  • при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;
  • контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

4. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:

  • поддерживайте обстановку взаимного доверия;
  • не обнаруживайте признаков властности;
  • не упрекайте.

5. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:

  • за особенностями речевого поведения собеседника (точностью формулируемых мыслей, оговорками, недомолвками, желанием уйти от ответа, паузами);
  • за эмоциональными реакциями (тембр голоса, интонация, мимика, жесты и др.);
  • за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты (затронуто достоинство, самоуважение.

6. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:

  • не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);
  • вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);
  • лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;
  • слушайте доверительно, показывайте это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику: сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
  • давайте возможность собеседнику высказаться, не торопите его, помогите освободиться от возможных страхов;
  • одобряйте точность высказанных мыслей;
  • не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника (волнение, импульсивность, несущественность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.): собеседник всегда говорит о значимых для него вещах; при прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна; будьте готовы к длительному ведению беседы;
  • если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.

ПРИ АНАЛИЗЕ БЕСЕДЫ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ :

  1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?
  2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?
  3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.
  4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
  5. Какие вопросы достигли цели и почему?
  6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
  7. Какие задачи решены в результате беседы?

0 коммент.:

Отправить комментарий

Просьба, по возможности, не использовать форму "Анонимный". Выберите форму "Имя/URL" и в графе "Имя" просто введите свое имя. Спасибо за комментарий.

 898787546

Copyright 2008-2016. All rights reserved.