Наступает пора очередного витка конкурса “Учитель года”. В нашем городе уже проведено первое организационное собрание для участников нынешнего года. В Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования началась первая сессия курсов “Организация и содержание самоподготовки к конкурсу “Учитель года”. В минувшую субботу мне довелось выступить перед слушателями курсов со своим мастер – классом и рекомендациями по проведению конкурсного испытания “Разговор с учащимися”. Кстати, темами для разговора с учащимися на Всероссийском конкурсе “Учитель года России - 2010” стали
- Взаимоотношения родителей и детей.
- Милосердие… Нужно ли оно в наше время?
- Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
- Зависит ли будущее от меня?
- Есть ли герои у нашего времени?
- Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
- Жизнь виртуальная и жизнь реальная.
И именно эти темы для разговора с учащимися организаторы конкурса в регионах предлагают педагогам - участникам в 2010 – 2011 году.
Думаю, при подготовке к конкурсу будет полезным обратить внимание на
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ
1. ПРИ ПОДГОТОВКЕ К БЕСЕДЕ:
- определите цель беседы (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);
- определите целевые вопросы, которые следует ранжировать в порядке их значимости; придайте вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями; составьте гибкий план беседы;
- определите вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника.
2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:
- с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику;
- с вопросов, имеющих эмоциональный характер (победа в конкурсе, случаи из жизни и др.);
- не начинайте с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.
3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:
- собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
- при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;
- контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
4. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:
- поддерживайте обстановку взаимного доверия;
- не обнаруживайте признаков властности;
- не упрекайте.
5. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:
- за особенностями речевого поведения собеседника (точностью формулируемых мыслей, оговорками, недомолвками, желанием уйти от ответа, паузами);
- за эмоциональными реакциями (тембр голоса, интонация, мимика, жесты и др.);
- за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты (затронуто достоинство, самоуважение.
6. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:
- не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);
- вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);
- лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;
- слушайте доверительно, показывайте это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику: сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
- давайте возможность собеседнику высказаться, не торопите его, помогите освободиться от возможных страхов;
- одобряйте точность высказанных мыслей;
- не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника (волнение, импульсивность, несущественность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.): собеседник всегда говорит о значимых для него вещах; при прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна; будьте готовы к длительному ведению беседы;
- если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.
ПРИ АНАЛИЗЕ БЕСЕДЫ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ :
- Получилась ли беседа, если нет, то почему?
- Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?
- Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.
- На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
- Какие вопросы достигли цели и почему?
- Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
- Какие задачи решены в результате беседы?
0 коммент.:
Отправить комментарий
Просьба, по возможности, не использовать форму "Анонимный". Выберите форму "Имя/URL" и в графе "Имя" просто введите свое имя. Спасибо за комментарий.